В данной статье описываются основные неотложные действия, необходимые при травмах и авариях в горах. Хотя эта информация в первую очередь ценна для альпинистов, все же для всех, кто интересуется туризмом было бы полезно её изучить.
Современные «крутые» виды спорта и активного общения с природой становятся все более экстремальными – т.е. ставят своих приверженцев в ситуации, безболезненный выход из которых гарантирован не всегда и далеко не всем.
Мы знаем имена людей, которые в одиночку переплывают океан, пересекают раскаленные пустыни, поднимаются на «восьмитысячники» без кислорода, штурмуют соло отвесные скальные стены и хрупкие ледовые сосульки, где единственная ошибка бывает одновременно и последней. Похоже господь благоволит к смельчакам? Возможно.
Но только к тем, кто точно расчитывает свои силы и взвешивает шансы, кто готов выжить в условиях самых экстремальных и аварийных.
Зачастую же в подобных ситуациях оказываются люди, абсолютно не подготовленные ни физически, ни технически, ни морально…
Вот несколько примеров:
— Группа плановых туристов попадает в снегопад на простейшем перевале Краснодарского края. Не найдя в сугробах своих ботинок, оставленных за палаткой, двойка в одних носках уходит вниз. Остальные замерзают.
— Молодой, здоровый парень в новогоднюю ночь выходит из альпбазы «Торпедо» в расположенный в каких-нибудь двухстах метрах «Цей». Исход тот-же.
— Группа разрядников спускается по снежно-ледовому кулуару, между Двурогой и Короной. Обессилев, люди начинают умирать прямо на «перилах», хотя до плато было рукой подать…
— Туристы поднимаются на перевал, и, нарушая правила, попадают в лавину. Один из потерпевших ползком добирается до спасателей. На перевале поисковый отряд обнаруживает записку: «Группа из 6 человек поднялась на перевал…» Цифра «шесть» зачеркнута и исправлена на «пять»…( К сожалению, это не анекдот!)
Примеры подобных ч.п. в горах можно множить. Анализ материалов дисциплинарной комиссии Федерации альпинизма бывшего Союза убедительно показывает: ровно половина несчастных случаев со смертельным исходом может быть отнесена к разряду «нелепиц».
Все они — следствие полной неподготовленности людей к тому, что оставшись один на один с силами природы, они могут оказаться ее заложниками. Аварийная ситуация как правило назревает постепенно, по мере накопления наших ошибок и просчетов. Когда подобная «база» аварии подготовлена, достаточно одной последней капли, которая и реализует Ч.П. Авария зачастую лишает воли и деморализует, отчего
неподготовленный человек впадает в ступор, в психологический шок, теряя способность к оперативному мышлению и действию. Чтобы этого не произошло, необходимо готовить себя, вырабатывать алгоритм оптимальных, доведенных до автоматизма действий.
Алгоритм поведения в аварийной ситуации
Будучи альпинистом, автор предлагает рассмотреть модель аварии на сложном горном рельефе. Однако те же самые задачи в той же последовательности возникают при Ч.П. возникшем в любых условиях, включая аварии производственные, транспортные и т.д.
I. Действия по стабилизации аварийной ситуации
Cюда должны быть отнесены все мгновенные, как правило автоматические реакции, на внезапно возникшую аварийную ситуацию (удержание сорвавшегося и закрепление веревок в случае срыва партнера, самозадержание и задержание напарника при срыве связки, закрепление веревок и организация самостраховки при проваливании напарника в трещину на леднике и т.д.) Цель этих действий – предотвращение развития и усугубления аварийной ситуации. Цена первых секунд здесь может быть очень высока, поэтому реакциии на опасность должны быть автоматическими. Последнее достигается не столько опытом хождения в горах, сколько целенаправленными тренировками, выработкой технических приемов и стереотипов двигательных реакций на внезапную опасность. Для опытных альпинистов характерна постоянная готовность к подобным «внезапностям», непроизвольное проигрывание в сознании собственных действий при том или ином опасном повороте событий в каждый момент восхождения.
II. Оценка ситуации и выработка схемы дальнейших действий
Конечно, мгновенный анализ не может быть ни исчерпывающим, ни достаточным; в выбранную схему действий будут вноситься существенные дополнения и коррективы в
ближайшие минуты и часы. На нее будут влиять изменения в состоянии пострадавшего и
перемена погодных условий, информация, полученная по радиосвязи, силы и средства других групп, подошедших к месту аварии, и т.д., но какая-то оптимальная схема последовательности действий и распределения ролей всех участников Ч.П. должна быть выработана после краткого обсуждения ситуации.
III.Подход к пострадавшему и оценка его состояния
Необходимо помнить о цене первых минут после травмы для пострадавшего, о возможности развития необратимых изменений в его состоянии в результате несвоевременно оказанной помощи. Подход к пострадавшему на сложном рельефе может быть крайне затруднителен и обеспечивается приемами , требующими специального изучения и отработки.
Затруднительно может быть установление визуальной и голосовой связи с пострадавшим при обрыве карниза, проваливании в трещину, в других ситуациях даже местонахождение его может быть неизвестно – при сходе лавины, попадании в реку, при срыве и падении связки. Но скорейшие меры по подходу к пострадавшему и оценке его состояния должны быть предприняты незамедлительно в любом случае.
Внимание! В распоряжении подошедшего к пострадавшему первым должна быть аптечка.
IV. Меры по обеспечению безопастности пострадавшего
и остальной группы
К ним могут быть отнесены действия по извлечению пострадавшего (из трещины, лавины), спуску или подъему его на удобную полку при срыве на стене, переносу с места аварии в безопасную зону или обеспечение безопасности другими мерами (например, сооружение укрытия из рюкзаков на камнепадоопасном месте, оборудование страховочных перил и т.д.)
V.Оказание неотложной медицинской помощи
Проводится по мере возможности одновременно с действиями предыдущего пункта. Любой альпинист-разрядник обязан уметь оказывать неотложную медицинскую помощь по жизненным показаниям. Однако самое сложное для непрофессионала – установить предположительный диагноз, требующий применения тех или иных мер. Кроме того, необходимо помнить, что благополучие пострадавшего может быть кажущимся, в том числе вызванным первой фазой шока; грозные признаки (внутреннего кровотечения, последующих фаз шока и т.д.) могут проявиться спустя некоторое время, поэтому за травмированным товарищем должно быть установлено постоянное наблюдение в течение нескольких часов.
По неотложности и первоочередности все мероприятия экстренной доврачебной помощи проводятся в следующем порядке:
1. Устранение причин асфикции
(удаление инородных тел, воды, снега, рвотных масс из дыхательных путей, устранение сдавления груди и живота, освобождение грудной клетки от тесной обвязки, одежды и т.д.)
Проводится незамедлительно!
2. Реанимационные мероприятия
(непрямой массаж сердца, искусственное дыхание способом «изо рта в рот»). Начинаются незамедлительно и проводятся до появления первых признаков смерти.
3. Временная остановка кровотечения
производится различными последовательными приемами (пальцевое прижатие сосуда, наложение жгута, наложение повязки) одновременно с реанимационными действиями и начинается как можно раньше.
4. Борьба с шоком. Наложение иммобилизирующих средств при переломах.
VI. Подача сигнала об аварии или другие способы оповещения «базы».
Подача сигналов об аварии производится одним из принятых способов, включая направление вниз двойки. При наличии радиосвязи в случае трудных для диагностики травм устанавливается постоянная связь или назначаются сеансы связи через каждые 15-30 минут с участием врача «базы». Необходимо отметить, что введение сильнодействующих веществ, как таблетированных так и в особенности ампулированных – прерогатива врача, и каждый, назначающий эти медикаменты берет на себя значительную ответственность, в том числе и юридическую. (Например, наркотические обезболивающие средства группы морфия приводят к угнетению дыхательного центра мозга, что может быть опасно при черепно-мозговой травме, особенно на значительных высотах; введение антибиотиков, анальгетиков и новокаина может вызвать развитие анафилактического шока со смертельным исходом.) Поэтому решение всех вопросов по медикаментозным вмешательствам лучше всего согласовывать по связи с врачом «базы».
Это уменьшит риск повредить травмированному или заболевшему и снимет с членов группы юридическую ответственность.
VII. Организация бивуака
Требования, предъявляемые к бивуаку, общеприняты:
— Безопасность – в первую очередь;
— Максимальный комфорт для пострадавшего и обеспечение постоянного контроля и ухода за ним;
— Сносные условия для остальных членов группы;
VIII. Принятие решения о способе транспортировки пострадавшего
Если перед группой возникает дилемма – транспортировать ли пострадавшего своими силами или ожидать помощи (спасотряда альпмероприятия, подразделений МЧС, специальных транспортных средств) – то решать ее необходимо с учетом множества факторов. Выбор здесь определяется численностью и опытом группы, характером рельефа и протяженностью спуска, условиями погоды, наличием достаточного количества снаряжения, условиями бивуака, временем на подход спасателей, наличием необходимых пострадавшему медикаментов – но в первую очередь его состоянием и характером травмы или заболевания.
В ряде состояний, в т.ч. при тяжелой горной болезни с отеком легких или мозга, при сердечно-сосудистой недостаточности, прободной язве желудка (так называемая «стрессовая» язва — нередка в альпинизме!) и другой острой хирургической патологии только быстрейший спуск вниз может сохранить жизнь пострадавшему.
Медицинскими противопоказаниями к транспортировке без специальных
спасательных средств (носилки или «Акья») могут быть переломы длинных трубчатых костей, костей таза, тяжелая черепно-мозговая травма и ряд других состояний, при которых необходимы надежная иммобилизация и максимально щадящая транспортировка пострадавшего, а также сопровождение врача при транспортировке.
Во многих других случаях транспортировка пострадавшего силами малой группы не только возможна, но и как показывает опыт, является более оперативной по сравнению с действиями «классических» спасательных отрядов эпохи социализма, когда разворачивались громоздкие многоэтапные спасработы, сопровождавшиеся привлечением массы людей, срывом учебных планов и спортивных восхождений, неразберихой во взаимодействии и радиосвязи между отрядами, «аннигиляцией»
продуктов и пропажей снаряжения.
Однако необходимо помнить, что для безаварийного проведения транспортировки своими силами одной решимости недостаточно, требуется соответствующий опыт и навыки работы с «подручным» снаряжением на всех формах рельефа – скалах, снегу, льду.
Автор/источник: Волков Л.Б. (с почившего сайта http://rukzachok.com.ua/)