Давай Мясо!

Конфликты — обеспечение безопасности

Представь: темный вечер, зима, снегопад. Мы в горной деревне. На самой окраине села стоит маленький магазин – самый обычный набор товаров, стандартная девушка за прилавком и стандартная пьяная компания местных мужиков у входа. Единственное что удивило – это само здание магазина. Оно не кирпичное и не бетонное, как все сельские магазины, оно из свежего бруса. Лакированное и красивое, даже свет лампочки кажется в нем теплее и уютнее. Мы уже не первый день в походе и вид шоколада, тушенки и халвы вызывает в наших сердцах настоящую бурю. Все выстраиваются у прилавка и начинают активно жестикулировать и наперебой просить у девушки подать то одно, то другое.

Я стою позади всех и поглядываю на входную дверь – уж больно не понравилось, мне как на нас смотрела компания у хода. И точно – в магазин один за другим начинают входить поддатые мужики. Говорят между собой на непонятном мне языке. Смотрят на нас очень недобро – мы не местные, да еще и пацаны. Еще с любопытством глядят на нашу снарягу и одежду – она явно лучше, чем у них. Перегородили выход из магазина.

И еще я чувствую — это как-то связано с девушкой-продавщицей. Видимо зарисоваться им хочется. И похожи они мне, в этот момент, на лиц, основательно посидевших в местах не столь отдаленных. Хотя, может так оно и есть.

Друзья их еще не видят, а главный, из пьяной компании, уже начинает двигаться к нам.

И тут надо сказать о моей пост-армейской паранойи. Я служил в этих местах, и мнение о местном населении привез с собой не самое лучшее. Поэтому я в первый, и пока в последний раз, взял в поход пистолет.

Пистолет пневматика – фигня, но я отодвигаю куртку и показываю его. Резких движений не делаю – просто стою и смотрю на их старшего. Взглядом не буравлю – спокойно так смотрю ему в грудь и временами на стоящих за его спиной мужиков. В магазине темно, что у меня пистолет им видно, но какой именно – не ясно. Все останавливаются.

Два или три задних мужика о чем-то энергично спорят с передними и, плюнув, выходят из помещения. Оставшиеся смотрят недобро, но уже явно не так решительно.

Я толкаю друзей и говорю, что пора уходить. Они скупились и весело переговариваясь, тянутся к выходу. А я стою и смотрю. Мужики посторонились, и мы выходим на улицу. Я напряжен, но снаружи все тихо и спокойно – мы уходим в горы.

У всех путешественников, в той или иной форме, были конфликты с местным населением. Статья именно об этом. О физической защите от братьев наших. По разуму.

В сети тысячи статей на тему «Обеспечение безопасности в походе», но все они касаются соблюдения правил техники безопасности при прохождении маршрута. Рассказывают, как правильно подобрать обувь и сложить рюкзак, как оказывать первую помощь и не попасть под лавину. Много очень нужного и полезного рассказывают.

Но очень часто группа оказывается не способна дать отпор банальному «наезду» со стороны пьяного быдла или обозлившихся на всех чужаков местных жителей.

Я дам несколько простых и коротких советов, которые помогут превратить туристическую группу в подобие эффективного и боеспособного отряда.

Итак. Первое. В каждой группе есть руководитель, завхоз и если повезет, то фельдшер. Пойдите дальше – выбирайте и назначайте человека, который будет отвечать за обеспечение защиты. Его основные задачи это: разведка, общение с местным населением, командование в бою и обеспечение отхода. Если человек будет «тертый», для него это не будет проблемой.

Понятно, что он должен быть самым опытным и наблюдательным участником группы.  Отлично, если он имеет за плечами армию, хулиганское прошлое или занятия по рукопашке. Но даже если этих пунктов ни у кого из вас в биографии нет — назначьте ответственного и решительного человека. Безопасник нужен в любом случае.

Второе. Ответственный за безопасность должен четко разделить отряд на боевые группы – разбейтесь по два человека и запомните своего напарника. Используйте условные команды: «Внимание», «Вперед», «Отходим».

По команде «Внимание» группа делится на пары, и становится в один ряд, лицом к противнику. Четкие команды, построение и единая шеренга призваны подавить психику противника. Видя дружную и слаженную работу всей группы, а также оказавшись лицом к лицу с хорошо организованный отрядом – остановится любой гопник.

Команда «Вперед» самая ответственная для безопасника. Услышав её все должны быстро, без малейших раздумий напасть на противника. Для этого вы и делились на пары. Это не рыцарский поединок один на один – нападайте вдвоем и максимально быстро выводите противника из строя. Отработайте этот момент. Заложите алгоритм в голову каждому: услышал «Вперед» — мгновенно бросился вместе с напарником на ближайшего врага.

«Отходим». Самая важная часть любого боя. Отходите быстро, но слаженно, не допускайте отставания членов группы. Ответственный за безопасность должен отходить последним и в случае, если видит, что повторной стычки не избежать, —   остановить отряд, приготовить к повторному бою и вызывать милицию. Лучше посидеть в каталажке, чем оплакивать своего товарища, подрезанного ножом.

И третье. В любой момент в столкновении может появиться оружие. Все в группе должны иметь «оружие последнего шанса» для отражения вооруженного нападения. Держите под рукой ножи, ледорубы или карабин на прусике. Если есть возможность – привезите что-то посерьезнее. Вид оружия может сам по себе остановить нападающих. Но не вздумайте пускать его в ход, пока не возникнет реальная угроза вашей жизни.

И запомните — лучший способ не проиграть бой – не вступать в него. На вашем безопаснике лежит огромная ответственность. Он обязан сделать все для уклонения от стычки. Остановить группу на подходах к населенному пункту, разведывать обстановку, сразу налаживать отношения с местными силовиками. В случае явно назревающего конфликта – предложить выпить за ваш счет. Привлекайте на свою сторону милицию или другие силы. И не злите врага зря. Драка в любом случае принесет проблемы и убытки. Поэтому действуйте как профессионалы – уклонитесь от столкновения любыми способами.

Если же не получилось – бейте быстро, организованно и жестко. Приказ к началу боя и к отходу – это личная ответственность безопасника. Он всегда должен идти первым по поселку или при встрече с другими группами. Основная группа должна идти на некотором расстоянии позади разведчика и обеспечивать его прикрытие. Если ваш дозорный заметил опасность и посчитал её достаточно серьезной – не ленитесь, отойдите назад и найдите другой путь. Если возможно нападение на лагерь – отрядите ответственного за безопасность следить за противником, а сами максимально быстро собирайтесь, начав с документов и денег. Не успели? Отступайте, оставив вещи. Я попадал в такую ситуацию и знаю, что к этой мысли все склонятся, в конце концов — так не тратьте время на споры! Отходите!

Расскажу о брошенном мной лагере. В одной из соседних стран мы сплавлялись на байдарках. Стали лагерем километров за пять от ближайшего села. Неподалёку разваливался старый советский пионерлагерь. Детей там почти не было и ничего опасного мы в округе не заметили. Посидели у костра, легли спать. Посреди ночи я проснулся от многоголосых криков и ругани. Кричали где-то около реки. Ревело несколько мощных моторов. Проснулись все.

Девушки уговаривали всех тихонько сидеть в палатке и ничего не предпринимать – «отличное» решение. Я быстро оделся и пошел на разведку. Парни охраняли лагерь.

В стороне от нас светились фары трех или четырех машин. Натужно ревели двигателями, пытаясь заехать на горку, два старых «Икаруса» — они направлялись от моста к пионерлагерю, от которого тоже неслись крики и ругань. Прячась за деревьями, я подошел к автобусам поближе и увидел, что большая часть нападающих убежала вперед. У автобуса бегали подростки, мужиков было всего три-четыре. Все пьяны вдрызг.

Вернулся в лагерь, стали решать что делать. Пока мы спорили — крики отдалились, машины заглушили моторы. Стало тихо.

Большинством голосов постановили ложиться спать, ведь нас эта история не касается – местные друг другу рога ломают.

Естественно никто не заснул. И примерно через час мы снова услышали крики. Кричали уже не так задорно. Кричали скорее озлобленно. Вскоре нападающие разбрелись по всему берегу, и мы услышали голоса прямо у наших палаток. Они быстро вернулись к своей толпе, а девушка, знающая местный язык, сказала перепуганным голосом: они говорят о том, что надо сбегать за всеми остальными, взять арматуру и ввалить нам.

Короткий спор, девушки говорят, что надо быстро собрать лагерь, сесть на байдарки и отплыть подальше. Я доказываю, что мы должны хватать деньги, паспорта, рюкзаки и быстренько бежать в лес. К счастью, парни меня поддержали, и мы отступили. Слушая по дороге, сколько стоит палатка, байдарка и так далее.

Доведя группу до безопасного места, я побежал обратно к лагерю, пообещав только наблюдать и не лезть на рожон. Собственно это и было все, что я мог сделать в случае нападения на лагерь. Подобравшись к месту нашей ночевки, я увидел, что никто сюда так и не пришел. Судя по крикам,  нападавшие отвлеклись на очередную попытку взять пионерлагерь штурмом. Я сел в тени поваленного дерева и стал издалека наблюдать за палатками. Когда начало рассветать, крикуны вернулись к автобусам и вскоре уехали.

Я уже ждал, что вернутся мои товарищи, но вместо этого увидел грязного и помятого парня в спортивном костюме. Он пришел по берегу, наткнулся на наш лагерь и стал с интересом рассматривать байдарки и палатки. Потом молча подошел к ближайшей и замер в нерешительности. В этот момент я выступил из тени и сказал ему: «Доброе утро».

Мне показалось, что он сейчас упадет с перепугу. Он начал что-то объяснять на своем языке, но я ни слова не понял. Сказал ему говорить на русском или украинском. Парень, сбиваясь и путая все языки в кучу, стал уговаривать отвезти его на другой берег реки. Я отказал. Он разозлился и даже шагнул в мою сторону, но сразу понял, что я намного крупнее его, старше, да и топор в руке не сулил ему ничего хорошего.

Тогда он начал обещать невиданный магарыч.

Что происходило ночью, спросил я?

Парень рассказал, что его друзья прошлым вечером выпили и приехали на этот берег реки, к девчонкам из пионерлагеря. Когда они полезли через забор, сторож выкинул их обратно. Ребятки разозлились и позвали друзей. Очень много друзей. Сторож тоже позвал подкрепление и в результате еще двух или трех драк лагерь устоял.

Мы же просто попали не в то время и не в то место. Нам сильно повезло, что наш лагерь не разнесли на кусочки.

А этот боец просто заснул. Напился, заснул и его забыли. Теперь он говорит, что если местные поймают его — ему конец.

Вот и конец истории. Парня я выгнал, а вскоре вернулись и мои друзья.

И самое последнее. Иногда мы бываем в регионах, где очень высока угроза столкнутся не просто с пьяными гопниками или мелкими бандюками. Иногда у тех, кто может вас встретить, есть огнестрельное оружие. Никакие ледорубы и построения вам не помогут. Надежда у вас тогда только одна — разведка. Без разведчика, идущего впереди, вы легко можете влететь в говно по самые уши. Не ленитесь — и тогда вы успеете скрыться.

Но это очень глубокая тема. О ней еще напишу. А пока желаю быть веселыми и жизнерадостными людьми!

П.С.: На фото наши новые друзья из региона, где легко можно напороться на огнестрельное оружие.